Готический стиль в архитектуре: что надо знать, чтобы оформить интерьер красиво

Содержание статьи

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Неоготика XIX века. Общественные здания и интерьеры

Приоритеты в архитектуре XIX века сильно изменились: если раньше главными зданиями были соборы, монастыри и замки, то в новую эпоху символами городов стали здания государственных учреждений – парламенты, сенаты, ратуши (городские советы). Эти здания строились по самой последней моде, чтобы подчеркнуть их значение.

Вестминстерский замок

Законодателем стиля снова стала Англия. Точкой отсчёта стала полная реконструкция здания парламента в центре Лондона. Лучшие архитекторы – Пьюджин и Бэрри, построили новое здание в новом готическом стиле. Дальше, стиль начал активно распространяться и в других европейских городах.

Венская ратуша, главный холл, неоготика 19 века

Готическая каркасная система здания (с распределением нагрузки на колонны) и роскошные сводчатые потоки оказались драгоценной находкой для интерьеров парадных залов общественных зданий. В прошлые века подобные конструкции применялись только в храмах.

Крупнейшие постройки:

  1. , даты реконструкции 1840-1860, Англия, первая крупная неоготическая постройка в группе неоготических общественных зданий;
  2. Манчестерская ратуша, 1863-1877 гг., Англия;
  3. Венгерский парламент в Будапеште, строительство 1885-1904 гг;
  4. Венская ратуша, строительство 1872-1883 гг, Австрия;
  5. Городской музей в Брюсселе (Дом короля), Бельгия, здание было реконструировано по чертежам XV века;
  6. Эвантс-Холл, здание университета в Оклохоме, США.

Характеристики данного направления стиля такие же как для неоготики в целом. Ниже, представлены некоторые фото зданий, перечисленных выше.

Исторический контекст

  • Эдуард Исповедник продвигал монашество и основал Вестминстерское аббатство (1055-1060).
  • 1066 г. и последующие: Анжуйская династия , строительство замка.
  • Хорошо организованная социальная структура. Ограничения на владение землей знати поддерживали силу королевской власти. Были установлены писаные законы, чтобы система могла поддерживаться, когда король отсутствовал во Франции.
  • 1154-1189: Генрих II через свою жену Элеонору Аквитанию стал правителем половины Франции.
  • 1277-1283: Завоевание Уэльса, что привело к строительству большего количества замков.
  • Основание университетов.
  • 14 и 15 века: большой спрос на английскую шерсть.
  • 1477: Кэкстон представил в Англии книгопечатание, продвигая образование и основывая колледжи и школы.
  • 1485: Генрих VII поощрял образование и юридическую профессию.
  • 1515-1530: При Генрихе VIII лорд-канцлер кардинал Вулси поощрял искусство, строил дворцы и основывал колледжи.

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

  • Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

  • Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

Франция

Готические соборы Франции – примеры самых удачных конструктивных решений. Готическая архитектура постепенно видоизменялась. Для разных периодов развития французской готики используются следующие термины:

  • Ранняя и высокая готика: эти термины относятся к периоду с 1150 г. по 1250 г. Например, Шартрский собор включает элементы как ранней, так и высокой готики. Многие из самых великолепных французских соборов – соборы в Амьене, Лане, Шартре, Бурже и Бове – являются образцами высокой готики.
  • Лучистый стиль: лучистый (или декоративный) стиль – это стиль 1230-1325 гг., когда всему зданию и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы. Огромные круглые окна (розы), встречающиеся во многих французских соборах, типичны для этого стиля. Сент Шапель в Париже – самое известное сооружение в этом стиле.
  • Пламенеющий стиль: этот термин относится к последней фазе французской готики. Для него характерны сложные замысловатые узоры. Церкви Сен-Оуэн и Сен-Маклу в Руане – примеры «пламенеющего стиля».

Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Церковь аббатства перестраивалась в каролингскую и романскую эпоху, но работы, предпринятые при настоятеле Сугерии ок. 1130 г. и продолженные в XIII в. аббатом Климентом, превратили здание в самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, – таким образом создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.

Соборы в Сансе, Лане, Нотр-Дам в Париже, построенные позднее, восходят к церкви аббатства Сен-Дени. Однако собор в Шартре с его великолепными башнями (построенными на несколько столетий позже), который начал строиться в романском стиле, отходит от этой схемы. Войти в собор можно с запада, каждый портал (всего их три) украшен скульптурой. Количество дверей – три – связано с Троицей. Зритель попадает в центральный неф, который утопает в полумраке. Над аркадой тянется узкая полоска трифория без окон. Расположенные над ним окна украшены витражами. Каждый проем расчленен массверком на два высоких стрельчатых проема с розой в верхней части. Вправо и влево от средокрестья расходятся трансепты, хор на востоке с трех сторон окружен двойным обходом и венцом капелл. Сложно организованное мистическое пространство собора, тонущее во мраке, побуждает к размышлениям о вечности.

На витражах изображены апостолы, святые, пророки и мученики. Двадцать два витража в деамбулаторий рассказывают легенду о Карле Великом. Окна верхнего ряда расположены слишком высоко, поэтому разглядеть все детали сложно, но богатство красок все равно производит впечатление. Вернемся к западному фасаду – над входом расположены романские арочные окна и огромная роза. С севера и юга также есть порталы и пять узких окон с розой над ними.

Собор в Реймсе (начат в 1211 г.) – формально более «совершенный» готический собор; собор в Амьене (начат в 1220 г.) с его невероятно высоким нефом выглядит более впечатляюще. Собор в Бове, строительство которого началось примерно в то же время, был еще больше, но в 1573 г. рухнула центральная башня, и стало ясно, что предел в области высотного строительства достигнут. Центральный неф собора так никогда и не был достроен, поэтому до нас дошли только трансепт и хор.

Готика: движение вверх

В 12-м веке во Франции появилась уже иная архитектура, произошло это благодаря стараниям аббата Сен-Дени Сюжера. Слово «готика» происходит от греческого goetik — «магия». Постройки готического стиля выгодно отличались от романских: больше окон и больше света. Стройные колонны, уносящиеся ввысь, были как бы собраны в пучки и раскрывались на каменных сводах; также выделялись тонкие каркасы, контрфорсы, находящиеся на огромной высоте. Два нефа храма перекрещивались и образовывали латинский крест. Перед входом в храм человека встречали две высокие башни.


Аббат Сугерий. (commons.wikimedia.org)

Появление нового стиля ознаменовало совершенно неожиданные культурные веяния, которые дали толчок формированию более жизнеутверждающего мировоззрения, а также религиозного чувства, которое уже не довлело ожиданием близкого конца мира и второго пришествия Христа. Да и в просторных храмах нуждалось население средневековой Европы, которое неизбежно увеличивалось, несмотря на все социальные катаклизмы. Кафедральные соборы больших размеров становились настоящей гордостью средневековых городов и предметом зависти соперничающих городских общин. Собор во французском Амьене занимал 7 тыс. кв. м. Такая постройка с лёгкостью могла укрыть всё население города.


Внутри Сен-Шапель. (commons.wikimedia.org)

Чтобы строить такие величественные сооружения, людям той эпохи нужно было два изобретения. Стрельчатые арки, а также особые каменные своды, державшиеся на нервюрах — фигурах вроде рёбер жёсткости или спиц. Стены складывались подобно стволу дерева, от которого вырастало множество ветвей в виде стрельчатых арок. Особый шарм этим постройкам придавали окна, украшенные разноцветными стёклами — витражами. Контрфорсы находились снаружи здания и соединялись с аркбутанами. Сверху их венчали ажурные пинакии и шпили.


Реймсский собор. (commons.wikimedia.org)

Готический стиль стал, пожалуй, визитной карточкой средневекового Запада. Ничего подобного не знала ни Византия, ни Арабский Восток. Среди главных памятников европейской готики следует назвать следующие храмы и постройки: реликварий Сен-Шапель и Нотр-дам-де-Пари, Миланский кафедральный собор, Реймский собор, собор святого Вита в Праге и Кёльнский собор, а также соборы в Йорке и Солсбери. Светская готика представлена королевским дворцом в Амбуазе, городской ратушей Брюсселя, домом финансиста Жака Керра в Бурже.


Городская ратуша в Брюсселе. (commons.wikimedia.org)

Готические постройки оставили след в более поздних эпохах: неоготические и псевдоготические сооружения украшают города не только Западной Европы, но и России.

архитектура

Ранняя готическая архитектура

Королевское аббатство Сен-Дени, расположенное во Франции, было гостеприимством готической архитектуры, характеризующейся ее венцами часовен и витражами, которые строители хотели подражать на протяжении столетия..

На этом этапе мы хотели продолжить с моделью старых романских церквей, но с некоторыми изменениями, такими как элегантные пристройки, цепочка часовен и популярные светящиеся окна готической архитектуры..

Еще одной ключевой особенностью является так называемое «ребристое хранилище»; в соответствии с пересечением двух остроконечных сводчатых сводов. У всех арок есть свои короны приблизительно на одном уровне, подвиг, которого не могли достигнуть романские архитекторы.

Высокая готическая архитектура

Спустя полвека после образования готической архитектуры, в 1194 году большой пожар уничтожил город Шартр во Франции и его собор..

Единственной частью собора, которая сумела спасти себя, была склеп, западные башни и Королевский портал. Оттуда они подумали о его реконструкции, заметив, что одежда девственницы в склепе осталась нетронутой..

Новый Шартрский собор считается первым сооружением высокой готики. Отличительной чертой высокого готического стиля является использование высоких опор и устранение романских стен.

С другой стороны, на новом фасаде трехстороннего нефа в готическом стиле были аркада, трифориум и большие окна. Благодаря этому результату ему удалось ввести гораздо больше света, чем в ранних готических постройках..

Suger

Сугер был аббатом, государственным деятелем и французским историком, который родился в 1081 году, известен тем, что был первым покровителем готической архитектуры и которому приписывают популяризацию стиля..

Согласно некоторым источникам, Сугер был доверенным лицом французских королей Луиса VI и Луиса VII, поэтому они решили поручить ему около 1137 года реконструкцию великой церкви Сен-Дени; похоронная церковь для французских монархов.

Сугер начал с реконструкции фасада в Каролингах и спроектировал еще один, похожий на римскую арку Константина, разделив ее на три части, в дополнение к большим порталам для уменьшения заторов..

С другой стороны, он спроектировал хор, в котором он поместил витражи с намерением внести свет в интерьер. Кроме того, он разработал остроконечную арку и ребристый свод.

Королевское аббатство Сен-Дени

Королевское аббатство Сен-Дени – средневековая церковь, расположенная в северном пригороде Парижа. Церковь имеет историческое и архитектурное значение; его хор, завершенный в 1144 году, демонстрирует первое использование элементов готической архитектуры.

Он известен как первый храм, построенный в готическом стиле рукой известного Шугера, а также как место захоронения французской монархии..

Благодаря этому храму витражи были введены в готическое искусство, что позволило получить доступ к естественному свету, вызывая визуальные эффекты при прохождении сквозь яркие цвета стекла.

Мозаичные окна в готической архитектуре

Витражи – главная особенность готических соборов. Они использовались для закрытия проёмов, создания сквозного освещения, а также выполняли декоративные функции. Во многих зданиях на витражных окнах изображены христианские сюжеты.

ФОТО: travelpast50.comВитраж собора в Страсбурге выполнен в виде «розы»ФОТО: 2.bp.blogspot.comСложные витражи с изображениями Святых – важнейшая особенность готического стиляФОТО: img-fotki.yandex.ruСвет, проникая через цветные стёкла, создаёт красивую полутень в помещениях

В эпоху Возрождения применялся особый метод изготовления витражей – мастера скоблили заранее выкрашенное стекло, создавая красивый рисунок на бытовую или религиозную тематику.

ФОТО: 1.bp.blogspot.comВитражная «роза» собора Парижской Богоматери – одна из самых впечатляющих конструкций в миреФОТО: informburo.kzВ некоторых соборах витражи могут занимать почти всю стену

Основные конструктивные элементы готического стиля

Архитектурное течение готики принесло в строительство зданий самобытные элементы, ставшие позднее визиткой средневекового стиля.

Арочные своды

Любое высотное готическое здание имеет колоннаду сводчатых арок, выполняющую роль несущего каркаса, цементирующего и объединяющего архитектурный ансамбль.

Арочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружу

Зодчие готики использовали ребристые выступы, украшавшие здание. Это нервюры – арочные своды, основной элемент каркаса.

Нервюры собора Сан-Шапель в Париже

Значение аркбутанов и контрфорсов

Несущая способность зданий потеряла зависимость от толщины стен и массивные, толстостенные сооружения сменили лёгкие строения с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий переходило к арочным колоннам, при этом боковая нагрузка принималась готическими элементами – аркбутанами и контрфорсами.

Изначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей строения, но для лучшей освещённости храма был перенесен наружуСтолбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутанов

Мозаика оконных витражей

Стекольное искусство мозаичных витражей является ещё одним важнейшим и определяющим элементом готической стилистики. Каждая мозаика уникальна и представляет итог многолетней работы специалистов.

Яркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенами

Неповторимое сияние произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий через стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.

Порталы

Фасады готических соборов обязательно оформлялись множеством ажурной отделки и порталами – углублёнными нишами, содержащими скульптурные изображения животных либо персонажей мифологии.

Большие храмы на главном, обычно западном, фасаде имели по три портала, соответствующие среднему и боковым нефамНа фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа здания

Элементы готики в современном коттеджном строительстве

В наши дни тенденция комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.

Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей

Современная готика в коттеджном строительстве – это эксклюзивный проект для каждого владельца. Причём, совершенно необязательна постройка средневекового замка с натуральными габаритами, главное – соблюдать основные каноны внешней стилистики.

Для создания готического дизайна придерживаются таких принципов:

  • конструкция многоскатной крыши должна демонстрировать очень высокий угол наклона и декоративную оградку с остроконечными шпилями;
  • компоновка постройки должна предусматривать обязательную башенку и выступающие фрагменты фасада;
  • окна оформляются со стрельчатой арочной вставкой вверху оконного проема.

В наружной отделке стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможен вариант декоративной штукатурки пастельно-серых тонов. Для внутренних помещений подойдёт обшивка из древесного бруса.

Проекты небольших загородных домов с элементами готического стиля

1 из 6

Watch this video on YouTube

Готическая культура

Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.

Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.

По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям.

С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.

В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления.

В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности.

Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира. Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа.

В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.

Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города.

Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.

Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной “божественной вселенной”.

Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья.

Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225–1274гг.) разрабатывает проблему дуализма — раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности.

скульптура

Общая характеристика готической скульптуры

Готическая скульптура была тесно связана с архитектурой для ее использования для украшения экстерьеров соборов. Первыми готическими скульптурами были каменные фигуры святых из храма Святого Семейства, которые использовались для украшения дверей соборов..

В течение 12-го века и в начале 13-го века, скульптуры стали более расслабленными и натуралистичными в их обработке, по сравнению с романской скульптурой.

Хотя скульптура сохранила монументальность романской эпохи, они имеют индивидуализированные лица и фигуры, а также естественные жесты, которые показывают классический баланс, что предполагает осведомленность о древнеримских моделях..

В четырнадцатом веке готическая скульптура стала более изысканной, элегантной и нежной. Он распространился по всей Европе и был известен как “международный готический стиль”.

Вейт Стосс

Фейт Стосс был одним из крупнейших и наиболее известных скульпторов и резчиков Германии шестнадцатого века и характерным для поздней готики.

Его стиль подчеркивал пафос и эмоции благодаря виртуозной работе волновых штор. Стосс известен тем, что сделал алтарь в базилике Святой Марии в Кракове, Польша; величественный алтарь, вырезанный из дерева и расписанный между 1477 и 1489 годами.

Скульптура поздней готики, или международной готики, демонстрирует большую умеренность. Его композиционная ясность выходила за рамки монументальности, хотя Стоссу удалось сделать большие скульптуры из окрашенного дерева..

Алтарь базилики Санта-Мария

Базилика Пресвятой Девы Марии в Кракове, Польша, в готическом стиле в основном известна расписной деревянной алтарной частью, сделанной немецким Фейтом Штоссом в конце 15-го века..

Скульптура состояла из триптиха, вырезанного из дерева и известного как один из крупнейших алтарей в мире. Это примерно 13 метров в высоту и 11 метров в ширину, когда панели триптиха полностью открыты.

Скульптурные реалистичные фигуры имеют высоту около 2,7 метра, и каждая из них была вырезана из ствола липы. Когда панели закрыты, показаны двенадцать сцен жизни Иисуса и Марии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.