7 сталинских высоток в москве
Содержание статьи
Виды строений
Сталинские дома строились до Великой Отечественной Войны и после нее. Разница между двумя «эпохами» в первую очередь конструктивная: в конце 40-х вместо деревянных перекрытий начали использовать железобетонные. Дома должны были выглядеть как можно величественнее, демонстрировать мощь Советского Союза.
Даже беглый взгляд на довоенные постройки примечает продуманный до мелочей декор: дома строили как украшение улиц, никуда не спешили и не экономили на украшениях. После войны задача стояла другая: в кратчайшие сроки обеспечить жильем максимальное количество людей, оставшихся без крова. Думать о декоре было некогда, поэтому дома получились менее красивыми, но более дешевыми и рациональными.
Кроме времени застройки, здания отличались предназначением:
Номенклатурные. Элитные жилые комплексы, построенные для верхушки советской власти, до сих пор украшают собой главные улицы Москвы и других городов. Внутри красивых сооружений располагались не менее красивые квартиры: просторные (3-4-комнатные), с высокими потолками, украшенными лепниной, с широкими лестницами, коваными перилами.
Типовые. Предназначались для проживания обычных советских граждан. Планировки более скромные — 1-2 комнатные или коридорного типа (коммуналки). Во вторых ванные комнаты были на несколько квартир или на весь этаж.
МГУ — самое высокое здание в Москве и всей Европе
Изначально было принято решение самое высокое — 32-этажное здание отдать частично под гостиницу, частично — под жилые квартиры. Но чуть позже кто-то из начальства посчитал, что разумнее всего сделать в этой высотке главный корпус университета — все-таки, это храм науки, солидное и уважаемое учреждение…
Вообще, строительство именно этого здания было, пожалуй, самым внушительным по всем параметрам: и в плане масштабов, и в плане технологий. Ведь помимо главного корпуса планировалось возвести еще лабораторные и учебные корпуса, спортивные площадки и настоящий плодовый сад.
Под режим строительства МГУ подстраивался весь город: различные СМУ выделяли стройматериалы, автоколонны предоставляли транспорт для перевозки необходимым грузов и людей, ГАИ устанавливало специальный график движения. Ну и конечно же, такую масштабную стройку необходимо было обеспечить рабочей силой.
Торжественная церемония в сентябре 1947 года
Конечно же, такое масштабное строительство не могло не сопровождаться соответствующими торжественными мероприятиями. Так, 07 сентября 1947 года, когда Москва отмечала свой очередной день рождения, состоялась церемония закладки будущих зданий. Для этих целей была выбрана не какая-то одна строительная площадка, условно обозначенная «главной», а все восемь.
Хоть на этих площадках уже и велись некоторые подготовительные работы, все же по центру каждой из них соорудили по 2-х метровому кирпичному постаменту, каждый из которых украшался памятной доской. Как это водилось в советские времена, церемония непременно сопровождалась небольшим митингом, на которых сначала руководители стройки выступали с речью, а потом торжественно прикрепляли мемориальную доску к столбу.
Поскольку в планах строительства были дома различной высоты: 32, 26 и 16, то на столичном литейно-механическом заводе были изготовлены одинаковые таблички с небольшой разницей в тексте: «Здесь будет сооружено 32-этажное (26- или 16-этажное) здание. Заложено в день празднования 800-летия города Москвы 7 сентября 1947 года».
Высотка на Котельнической набережной
Дом работников искусств на Котельнической набережной считается самой элитной сталинской высоткой как за то, что главным архитектором ее стал Сталин, а куратором стройки – Берия, так и благодаря своим известным жильцам.
Несмотря на таких благородных жителей, с этим зданием связаны не самые приятные легенды. Говорят, в стенах находится скелет: рабочие замуровали своего нелюбимого прораба, а стеклах в некоторых квартирах находятся послания от строителей, нацарапанные гвоздем.
Астрологи полагают, что высотка на Котельнической набережной (как и другие башни-пирамиды) имеет определенную энергетику. Из-за не построенного восьмого здания – Дворца Советов, эта энергетика не может проявиться в полной силе, и именно поэтому жильцы дома иногда слышат непонятные голоса, а в их квартирах часто происходят несчастные случаи.
Дом на Кудринской площади
Другая жилая высотка находится возле метро «Баррикадная». Этот дом уступает своему собрату и по высоте (156 метров), и по количеству этажей (24 жилых в центральной части). Строительство было завершено в 1954 году. Квартиры здесь выдавали чиновникам, а также работникам авиационной промышленности. Есть и известные жильцы: легендарный хоккеист Николай Сологубов, чемпион мира по шахматам Василий Смыслов, народные артисты СССР Элина Быстрицкая и Евгений Весник. Вот как выглядит главный холл:
Квартир в доме всего около 450. Общие коридоры отделаны паркетом, хотя есть и участки, выполненные в камне. Кое-где сохранились старые деревянные полы и двери.
Кстати, о ценах. Несмотря на то, что жилье нельзя назвать новым, цены на него огромные.
Подарок столице к юбилею
В 1947 году Москве предстояло отметить солидный юбилей: 800 лет со дня основания, и конечно же, к такой внушительной дате нельзя было не приурочить какое-нибудь значимое событие. Таким событием стало решение Совета Министров о возведении в столице восьми многоэтажных зданий, облик, планировка и технология строительства которых будут выдержаны на самом высоком — мировом уровне современности.
По плану на возведение восьми высоток отводилось всего пять лет: с 1947 по 1952 гг., но по факту строительство слегка затянулось и немного вышло за обозначенные рамки. Более досадным казалось не растяжение сроков, а то, что восьмое здание, которому отводилось место в Зарядье, так и не было построено.
Сталинские высотки — мифы и легенды
Сталинские высотки окружает множество мифов и легенд. Большинство из них не имеют ничего общего с реальностью, но активно тиражируется.
- Под главным корпусом МГУ работают холодильные установки, замораживающие грунт вокруг фундамента. Без них здание «сползет». На самом деле грунт под университетом вполне плотный, а временно замораживали его по специальной технологии под домом у «Красных ворот».
- На здании МИДа установлен шпиль из тонкой листовой стали, который бы просто не выдержал вес советской пятиконечной звезды. Поэтому ее там нет. На самом деле этот шпиль ничем не отличается от других, а причины отсутствия звезды совершенно иные.
- На последних этажах дома на Кудринской площади была установлена специальная аппаратура КГБ для наблюдения за расположенным недалеко американским посольством. Ничем не подкрепленная легенда.
- В стенах дома на Котельнической набережной замурован прораб, который отличался крутым нравом. Вполне возможно, так как атмосфера на таких масштабных стройках нередко была напряженной.
https://youtube.com/watch?v=FrNqHp6gdG0
Мифов и легенд о сталинских высотках намного больше. Им посвящены целые экскурсии, посетить которые стоит как жителям столицы, так и ее гостям. «Семь сестер» — одна из самых известных достопримечательностей Москвы.
Планировки и размеры
Типовая сталинская застройка представлена в основном тремя сериями:
- 1-255. Низкоэтажные 2-3-этажные сталинки. 3-метровые потолки, полуметровые по толщине стены, квартиры от 1 до 3 комнат. Площадь 29-75 квадратных метров.
- 1-433. 4-этажные строения, потолки до 4 м, стены до 50 см. Площадь однокомнатной 36 кв.м., двухкомнатной — 56-72 м2, трехкомнатной — 75-83.
- 1-411. 4-5-этажные сталинки, потолки 320 см, стены около полуметра толщиной. Площади 42-82 кв.м.
Существуют также серии II- (01, 02, 03, 04, 05, 08, 14). Годы застройки: 1952-1964. Этажность — 3-8. Отдельного внимания заслуживают многоэтажки (до 10) в сериях СМ-1, 3, 6.
На площадках обычно располагалось 2-3 квартиры. Однокомнатных меньше, чем 2-3 комнатных.
В номенклатурных домах на центральных улицах квартиры обычно 4-комнатные (реже трешки), по 2 на этаж. Площадь около 85-90 квадратов, раздельный санузел, потолки 3-4 метра.
Сталинские высотки — общая информация
В первоначальных планах проектировщиков и И. В. Сталина было не семь, а восемь высотных зданий, закладку которых планировали приурочить к 800-летию Москвы. Смерть руководителя страны поставила точку на реализации последнего проекта на территории Зарядья. Остальные предназначались в качестве жилых, административных и гостиничных помещений. Ими стали:
- главный корпус МГУ;
- гостиница «Украина»;
- жилой дом на Котельнической набережной;
- жилой дом на Кудринской площади;
- здание Министерства иностранных дел;
- гостиница «Ленинградская»;
- административно-жилой дом у «Красных ворот».
Считается, что прототипами для этих зданий послужили американские небоскребы — Вулворт-билдинг, Эмпайер-стейт-билдинг и другие. Нетрудно заметить, что все высотки характеризуются четким разделением высокого центрального и меньших боковых корпусов. Однако воспоминания главного советского архитектора Д. Чечулина опровергают этот слух. Он утверждает, что задача стояла обратная — сделать что-то непохожее на американские строения.
Внутренние интерьеры сталинских высоток отличаются дороговизной. Для их оформления использовали древесину ценных пород, мрамор, позолоту, хрустальные люстры, роскошные зеркала, картины известных художников.
Дом на Котельнической набережной
Огромный жилой дом был построен не сразу. В 40-х годах возвели маленькое крыло, а в 1952 году закончили все остальное. Центральный корпус здания составляет 176 метров и включает в себя 4 технических этажа. В общей сложности здесь находятся 700 квартир, причем в самой высотке их большинство (500). Никаких пентхаусов вы здесь не найдете — внутри все достаточно скромно (в основном двух- и трехкомнатные квартиры). Тем не менее внутри все очень симпатично.
Вот так выглядит главный холл жилого здания.
Над лифтами можно заметить интересные советские барельефы.
Конечно, в советские годы это жилье считалось элитным. Его выдавали работникам НКВД, ученым-ядерщикам и творческой интеллигенции. Среди них были, например, Фаина Раневская, Александр Твардовский, Нонна Мордюкова и Галина Уланова (в квартире которой в 2004 году открылся музей). А из современных знаменитых жильцов дома можно отметить Дмитрия Нагиева и Александра Ширвиндта.
Спрос на квартиры в этом доме есть и сейчас. Например, в 2014—2016 годах Сергей Котляренко купил 10 квартир на 14-м этаже (видимо, в надежде их объединить). Но вскоре борцы с коррупцией провели расследование, согласно которому за ничем не примечательным юристом стоит не кто-нибудь, а первый зампред правительства Игорь Шувалов.
Другие подъезды этого дома выглядят чуть менее торжественно.
На этажах главного корпуса всё смотрится довольно роскошно. Особенно по советским меркам.
Журналисты заглянули и в квартиры. Кое-где остались следы ушедшей эпохи. Например, кухонный кафель.
Старые советские плафоны.
Забавное приспособление для форточки.
Изначально пол был паркетным и тоже кое-где остался, как и оригинальные двери между комнатами.
Все вартиры оборудованы очень полезным атрибутом — задней дверью, ведущей на чёрную лестницу. Выглядит она так:
Есть у этой высотки и одна забавная деталь. На крыше перед последней башенкой здания установлена скульптура мужчины и женщины, разворачивающих свиток с советским гербом.
Если присмотреться к женской фигуре, то обнаружится, что авторы обошлись с патриотическим материалом крайне фривольно: обратите внимание на грудь комсомолки. Видимо, скульпторы рассчитывали, что на такой высоте этого никто не заметит
Гостиница “Украина”
Следующая высотка — это уже не жилой дом, а гостиница. Ее строительство было закончено в 1957 году. Дом стал вторым по высоте (34 этажа, 206 метров). Именно от неё начинается открытый тогда же, в 1957 году, Кутузовский проспект, вокруг которого впоследствии сформировался один из самых престижных районов Москвы. Название гостинице дал Хрущев, который распорядился переделать два боковых корпуса под квартиры, которых в итоге получилось почти 250. Известные жильцы: режиссёр Сергей Герасимов и писатель Анатолий Рыбаков. Подъезды выглядят очень обычно.
Гостиница же поражает своей роскошью. В 2010 году ее реконструировали и передали под управление известной международной компании “Рэдиссон”. Теперь ее официальное название “Рэдиссон Ройал, Москва”. Роскошь здесь чувствуется в каждом сантиметре пространства.
Потолок украшает плафон диаметром в 10 метров под названием “Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине”.
Коллекция произведений искусства, оставшаяся здесь с советских времён, впечатляет: одних картин в ней 1200. Например, в отеле можно увидеть известную диораму “Москва — столица СССР”, созданная к Нью-Йоркской выставке 1977 года.
Минимальная стоимость ночи в “Рэдиссон Ройял” составляет 8 тысяч рублей, а самый дорогой из 497 номеров, президентский люкс площадью 370 квадратных метров, обойдётся почти в 339 тысяч
Первоначальные планы строительства высоток
К вопросам расположения высоток архитектурные бюро Москвы отнеслись очень серьезно: ведь этим зданиям предстояло стать настоящими «жемчужинами», которые должны не только удачно вписаться в облик города, но и сделать его более современным, задать тон всему архитектурному «звучанию» столицы.
Самые первые проекты размещения высоток рассматривали расположения этих зданий в самых значимых местах: так, например, планировалось возведение высотки прямо на Красной площади, а здание МГУ должно было стоять непосредственно на берегу Москва-реки, чтобы из окон открывался самый красивый и живописный вид на столицы.
Жизнь, правда, внесла свои коррективы в эти планы — например, геодезические исследования показали, что размещение такого монументального сооружения на берегу реку неоправданно опасно: из-за движения грунтовых вод и размытия берегов высотка однажды может съехать прямо в главную водную артерию столицы. К счастью, благоразумия архитекторов хватило на то, чтобы поступиться красивыми видами, и было принято решение перенести строительство вглубь отведенного для этого участка.
Строительство здания МГУ.Автор Н. Кулешов. 14 ноября 1951 года. Фото: https://cgamos.ru
Неудобное благоустройство
Конечно же, такое величественное здание, как эта высотка, нуждалось в соответствующем антураже. Очень уж странно оно выглядело бы, если бы стояло среди старых сараев, неухоженных домов и в бурьяне вместо газонов и клумб. Сначала благоустройство коснулось непосредственно той территории, которая окружала свежепостроенный дом, но в последствии стало ясно, что ограничиться только этим участком не получится — слишком уж сильный получается контраст между красотой монументальной высотки и ветхостью окружающих ее строений.
Стройка на Котельнической набережной
Сгоряча сначала было решено снести несколько домов, которые портили картину (в них проживало около 450 человек), но детальные подсчеты показали, что это — слишком дорогое мероприятие и проще будет провести капитальный ремонт. Поэтому в 1958 году началась новая суматоха: пока во дворе самой высотки строились детские/спортивные площадки и монтировались скамейки, вокруг этого здания сносили старые сараи, проводились дорожные и озеленительные работы, реставрировались фасады старых домов, устанавливалось освещение.
Финансовое бремя по наведению всей этой красоты, конечно же, легко на различные мелкие организации. Многие из них пытались этому сопротивляться или, как минимум, переложить подобные обременительные обязанности на какую-нибудь другую организацию. Под горячую руку чуть было не попало и так называемое Афонское подворье (церковь Никиты за Яузой), которое находилось чуть ли во дворе высотки. Чиновники исполкома, одержимые идеей благоустройства, успели снести ограду и часть колокольни этого памятника архитектуры, и если бы не вмешательство общественности, церковь ждала самая печальная участь…
*****************************************************************************************************************
Трудовые семестры для студентов МГУ
Официальные документы скромно умалчивают об использовании в качестве разнорабочих многочисленных для того времени заключенных, но зато упоминают, что уже в 1948 году был утвержден план помощи строительства, согласно которому на возведение высотки направлялось около 1500 студентов и аспирантов.
Конечно же, строительство студенческими силами осуществлялось не во время учебы, а исключительно в летние каникулы, когда заканчивалась последняя сессия — с середины июня и до конца августа. Подобные «трудовые семестры», как их называли в официальных документах того времени практиковались два года: в 1948 и 1948 годах. Помимо этого устраивались и еженедельные воскресники, в которых принимала участие столичная молодежь — кто-то добровольно, кто-то — принудительно, как это нередко бывает в практике субботников/воскресников.
Но ударные темпы себя оправдали, и уже 1 сентября 1953 года состоялось открытие главного корпуса МГУ, которое вплоть до 1990 года было самым большим зданием не только в Москве, но и во всей Европе.
Митинг, посвященный открытию главного корпуса МГУ. Автор – А. Батанов. Москва. 1 сентября 1953 г. Фото: https://cgamos.ru
Что учесть при перепланировке?
Сегодня сталинки ценят не только за высоту потолков и толщину стен, но и за возможность перепланировки. Причем речь идет о послевоенных домах с железобетонными перекрытиями, если квартира находится в довоенном здании и перекрытия деревянные — утвердить новый план будет сложно и дорого. Дело в том, что перекрытия могут быть не несущими, а разгружающими: это значит, что придется их дополнительно усиливать. Но при желании и это сделать вполне реально!
Что касается железобетонных конструкций — большинство межкомнатных перегородок не являются несущими и утвердить их переустройство гораздо проще.
Еще один нюанс, который следует учесть — вентиляция и дымоходы. В сталинках они могут располагаться в совершенно неожиданных местах, а производить перестройку данных общедомовых конструкций строго запрещено. Поэтому если при демонтаже окажется, что внутри стены скрыта шахта — придется возводить стену заново.
Третий важный момент — тип плиты. В случае подключенного газа объединять кухню с любым жилым пространством строго запрещено, либо демонтированные двери и стены придется заменять глухими перегородками.
Последнее касается собственников, чьи квартиры находятся в домах, причисленных к памятникам архитектуры. Утверждать любые внутренние изменения в данном случае придется не только с Жилинспекцией, но и специальным органом. В Москве, например, данным вопросом занимается Москомнаследие.
Тайны сталинских высоток
«Сёстры» и сегодня выделяются на фоне общего архитектурного облика Москвы. Самая высокая «сестра» — здание МГУ. Первоначально здесь должен был располагаться не университет, а гостиница. Высота МГУ составляет 236 метров, а в основании здания находится 40 тонн стали. Кстати, фонтаны университета на самом деле являются наземной частью воздухозаборного комплекса. Под сквером размещается бетонная плита, которая эту систему накрывает.
Самая маленькая «сестра» — гостиница Ленинградская. Однако здание имеет роскошный интерьер. Внутри встречается и древнерусское зодчество, и храмовая архитектура. Внутреннее пространство украшено изображением Георгия Победоносца, коваными дверьми, хрустальными люстрами.
Гостиница «Ленинградская»
Когда высотки строились, никто не сомневался, что под ними закладываются бункеры, которые будут соединены между собой. Бункеров не было, а вот бомбоубежища действительно построили. Под высоткой на Кудринской площади размещено самое обширное бомбоубещиже: оно больше основания здания.
По задумке Иосифа Сталина, восемь «сестёр» должны были обойти американские небоскрёбы по масштабности. Если бы проект с Дворцом Советов посередине не закрыли, Москва бы прославилась на весь мир самым высоким комплексом, воплощённым в стиле «сталинского ампира».
- Последствия ревности: с кем подрался Маяковский из-за Лили Брик
- 20 ошибок в русском языке, которые совершают почти все
- Чем на самом деле были «шарашки» в Советском Союзе
- Как Кремль спрятали от фашистских самолётов
- 13 самых нелепых и странных шедевров советской архитектурной мысли
Для советской элиты и не только
Сталинские дома в основном строились со второй половины 1930-х до конца 1950-х годов. «Сталинки появились на свет как отрицание предыдущей эпохи конструктивизма. В 1930-е гг. изменилась государственная идеология
В период первых пятилеток, индустриализации и коллективизации руководству страны было важно показать, что советская власть достигла больших успехов в развитии экономики страны и повышении уровня жизни населения. Именно поэтому почти все жилищные и общественные объекты, построенные в этот период, по своей архитектуре и внутреннему убранству напоминают дворцы, из-за чего архитектурный стиль сталинок иногда называют «сталинским ампиром», – рассказывает Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп»
Как правило, квартиры в сталинских домах получала элита советского общества: партийные и советские работники, академики, высокопоставленные военные, писатели и артисты. В послевоенный период, когда строительство сталинок стало более массовым, к ним добавились преподаватели вузов, ученые, медики. Так или иначе, проживание в таких домах было привилегией. Правда, в основном это относится к престижным районам в центре и вокруг него, в то время как на востоке столицы (например, в районах Перово, Измайлово) представлено немало «сталинок» попроще – для рабочих и инженеров.
Гостиница “Ленинградская”
Следующая высотка расположена у площади трех вокзалов. Она самая маленькая из всех (136 метров, 17 этажей). Здесь расположена гостиница Hilton Moscow Leningradskaya Hotel. Реконструкция была проведена в 2008 году, здание относится к памятникам архитектуры.
Количество номеров в “Ленинградской” после реконструкции снизилось менее чем до 300, стоимость их тоже значительно ниже, чем в “Рэдиссон Ройял”. Самый дешёвый стоит 6500 рублей, самый дорогой, президентский люкс, “всего” 86 500. Посмотрим, что там внутри:
Интерьеры выполнены в «русском стиле».
Позолота, баррельефы, яркие цвета, дорогие камни…
Есть в “Ленинградской” и атрибут, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса. Это самая длинная люстра в мире, протянувшаяся на 15,5 метра и 5 этажей.
Русский стиль продолжается в других залах.
А есть какие-то элементы других культур.
И еще немного внутреннего убранства отеля:
МГУ
С главным зданием (ГЗ) всем известного МГУ на Воробьевых Горах связано наибольшее количество тайн и легенд. Даже точно неизвестно, сколько этажей имеет подвал здания. Некоторые полагают, что под фундаментом 36-этажного здания высотой в 236 метров скрывается целый город такого же размера. Ходят слухи, что под землей существовал (или еще существует?) тайный тоннель, который связывал здание университета и дачу Сталина. Также есть легенда, что под ГЗ проходила ветка секретного правительственного «Метро-2» от Кремля до Аэропорта «Внуково». Говорят, что показатели счетчика Гейгера здесь зашкаливают из-за того, что раньше здесь находился ядерный реактор, а само здание стоит на специальной подземной конструкции, без которой оно давно сползло бы в реку.
О главном здании МГУ существуют и мрачные поверья. Студенты, живущие здесь в общежитии, говорят, что слышат странные голоса, шорохи и посторонние шаги. По легенде считается, что они принадлежат погибшим при строительстве здания заключенным.
Различные паранормальные случаи в ГЗ неслучайны. Здание, по мнению астрологов, имеет самую сильную энергетику из всех башен-высоток.
Закрыть набережную, вырубить деревья, снести дома
Конечно же, такая гигантская стройка, да еще и идущая одновременно на восьми площадках сразу, не могла не доставлять неудобства москвичам. И дело даже не в самом строительстве, а в тех переменах, которые его сопровождали. Так, например, высотка на Котельнической набережной — та самая, в которую собиралась когда-нибудь еще вернуться героиня Ирины Муравьёвой в фильме «Москва слезам не верит», требовала для своего возведения дополнительные земельные участки.
В трех небольших переулках, столь необходимых для стройки, было расположено семь жилых домов и один детский дом. Возведение высотки курировалось Министерством внутренних дел, и оно предписало снести все эти постройки, предоставив, правда, жителям равноценное жилье в другом месте и транспорт для перевозки скарба в момент новоселья. Ну а детдомовцев предстояло временно распределить по другим детским заведениям, пока для них будет строиться новый детдом.
.
Сплеча не рубили…
Также МВД попросило временно закрыть проезд по определенному участку набережной, чтобы в этом месте можно было разместить лагерь для строителей и обеспечить более удобный подвоз стройматериалов. Управление по делам архитектуры такой проект не одобрило, а вот на вырубку деревьев было вынуждено согласиться. Правда, вырубка насаждений осуществлялась не бездумно: сначала на площадку прибыл представитель главного архитектурного управления, изучил обстановку и вынес вердикт, что пересадить можно только часть молодых деревьев и кустарников, а вот остальные придется вырубить.
Заявка на пересадку/ликвидацию деревьев. Фото: Фото: https://cgamos.ru
Величественный «сталинский ампир»
Основания высоток торжественно заложили в один день в 1947 году. Однако эта закладка — далеко не первая попытка воплощения в жизнь масштабного проекта. «Сестёр» начали строить ещё до войны, в 1937 году. Однако начавшаяся Великая Отечественная война поставила крест на проекте: камни и сталь высоток пустили на строительство заграждений.
Изначально планировалось построить восемь высоток, но последнюю не успели возвести. Возведение «сестры» в Зарядье отменили, потому что внезапно умер Иосиф Сталин. После кончины вождя от первоначального проекта отказались.
Проект высоток на панораме Москвы:1 — здание МГУ2 — гостиница «Украина»3 — жилое здание на Кудринской площади4 — здание МИД СССР5 — Дворец Советов (не построен)6 — административное здание в Зарядье (не построено)7 — гостиница «Ленинградская»8 — административно-жилое здание на пл. Красных Ворот9 — жилое здание на Котельнической набережной
Строительство сталинских высоток
Высотки прозвали сёстрами, так как по задумке они должны были стоять парами. Таким образом каждая имела одну копию. В центре ансамбля из четырёх пар планировали построить Дворец Советов с фигурой Ленина на вершине. Вместе со стометровым памятником высота Дворца достигла бы 420 метров. На тот момент выше зданий в мире не существовало.
Проект Дворца советов
Считается, что сталинские высотки и небоскрёбы в США имеют одинаковый стиль. Сталин планировал создать здания на основе американской архитектуры и превзойти иностранных гигантов. «Сёстры» возводились по принципу «пирамиды»: блоки, как кубики, собирались в виде лесенки. Это визуально увеличило высоту зданий.
Шпилей на «сёстрах» не было в первоначальном проекте Так, шпиль на здании Министерства иностранных дел появился почти случайно. Ходит легенда, что архитектор Михаил Минкус после кончины Сталина обращался к Хрущёву с просьбой убрать навершие. Однако Хрущёв отказал, подчеркнув, что шпиль будет демонстрировать промахи и ошибки красного вождя.
Жилой дом на Котельнической набережной
Дворец Советов
До сих пор не выяснена первостепенная причина, которая побудила «отца народов» застраивать разные концы столицы грандиозными высотными зданиями. Но известно, что изначально по проекту должны были появиться 8 строений, и Дворец Советов обещал стать величайшим из них. Высотой в 315 метров и стометровой статуей Ленина на возвышении, высотка должна была находиться на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Дворец строился с бешеной скоростью, но закончить строительство помешала сначала война, а затем финансовые затруднения. По поверью, при Николае I место, на котором стоит воссозданный Храм Христа Спасителя, было проклято и, следовательно, непригодно для застройки.
Сегодня многие исследователи придерживаются мнения, что Дворец Советов подразумевался Сталиным как усыпальница, именно поэтому вождь строго следил за процессом строительства и активно работал с архитекторами. Само здание должно было стать замыкающим и самым мощным звеном в цепи башен-высоток. С его помощью Сталин, если верить астрологам, должен был укрепить не только свою власть, но и могущество всей страны.
МИД
Своя интересная мистическая история существует и у здания МИД. По проекту архитекторов, высотка должна была быть без шпиля. Сталин, увидев почти уже достроенный дом, был недоволен и приказал надстроить шпиль. Из камня соорудить его было невозможно: конструкция продавила бы само здание. Так, шпиль решили сделать из обычной жести.
Точно неизвестно, для чего вождь отдал такой приказ. Но на этот счет существует мистическая точка зрения: без шпиля здание уже не смогло бы считаться пирамидой и не обладало бы предполагаемой силой. Таким образом, план Сталина по усилению своей власти мог бы провалиться. Но, скептики не рассматривают эту версию. Возможно, Сталин просто не захотел придавать зданию сходство с американскими небоскребами.
Также существует мнение, что люди, которым предоставлялось жилье в высотках, были выбраны вождем не случайно, ведь изначально «Семь Сестер Сталина» не предназначались для проживания. Но башни все-таки заселили: учеными, знаменитыми актерами, военными и государственными деятелями, то есть людьми с очень сильной энергетикой. Кто знает, может, таким образом Сталин мог стать еще могущественнее.
Сложно однозначно ответить на вопрос, для чего строились эти мистические пирамидальные сооружения, но невозможно не признать, что они являлись символом светлого будущего. На сегодняшний день сталинские высотки представляются лицом российской столицы.
Особенности
Характеристики сталинок:
- Высокие потолки. Среднее расстояние от пола до потолка — 3 м.
- Большие площади. Квартиры занимали 50-100 м2. При этом кухни могли занимать до 15 квадратных метров.
- Кирпичная кладка. Довоенные строили из красного, послевоенные из белого.
- Большие окна. В высоту достигают 2 м, в отличие от хрущевских 1520 мм.
- Прекрасное качество работ и стройматериалов. Благодаря которым сталинки до сих пор пребывают в отличном состоянии.
- Удобные планировки. Стандартно все комнаты изолированы друг от друга, нет проходных помещений.
- Низкая звуко-пропускная способность. В отличии от современных панелек.
- Раздельные санузлы. Что на практике гораздо удобнее совмещенных.
И самое главное — сталинки находятся в исторических центральных районах городов, жить в которых престижно и по сей день.
Что учитывать при ремонте?
Так как самым молодым сталинкам сегодня около 60 лет, первое, что стоит сделать в старом фонде после полного демонтажа — замена проводки и коммуникаций (водопровод, канализация).
Важно! Демонтаж предполагает вывоз огромного количества мусора (от тонны и больше), поэтому пункт вывоза и утилизации следует включить в бюджет на ремонт. Далее при необходимости перепланировки возводятся новые перегородки
Следующий этап — пол. В старых сталинках с деревянными перекрытиями делают облегченную стяжку с лагами, керамзитом, плитами гвлв. На железобетонных стяжка может быть стандартной
Далее при необходимости перепланировки возводятся новые перегородки. Следующий этап — пол. В старых сталинках с деревянными перекрытиями делают облегченную стяжку с лагами, керамзитом, плитами гвлв. На железобетонных стяжка может быть стандартной.
Стены, после снятия старой штукатурки, проверяют на прочность: при необходимости обновляют дранку, латают кирпичную кладку. Штукатурку обязательно делать по маякам, т.к. стены часто имеют неправильную геометрию. В некоторых случаях кирпич оставляют «голым» — особенно если он аутентично вписывается в желаемый стиль интерьера.
Потолок по желанию можно оставить аутентичным — с лепниной и другими украшениями, либо зачистить до основания и заменить на более современный натяжной, навесной. Либо выровнять, подготовить к покраске.
Когда черновые работы по демонтажу и подготовке поверхностей завершены, переходите к чистовой отделке: сначала делают потолок, после — стены. В последнюю очередь стелят напольное покрытие.