Урок изо «цветоведение. тёплые и холодные цвета» план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Содержание статьи
Теплые и холодные цвета
Давайте сначала ознакомимся с цветовым колесом и определим «теплые» и «холодные» цвета. Возможно, вы уже знакомы с теплыми и прохладными цветами, но если нет, давайте разберемся с этим.
Цветовое колесо – это цветовая гамма, замкнутая в круг. Возникают определенные цветовые соотношения в результате этого изгиба.
Теплые цвета – это цвета, которые мы ассоциируем с горячими вещами. Например, солнце жаркое, и мы знаем, что у него желтый или оранжевый цвет. Огонь тоже горячий, и снова его цвет желтый или оранжевый. Поэтому желтый и оранжевый теплые цвета.
Холодные цвета – это цвета, которые мы ассоциируем с холодными вещами. Например, лед и снег холодные, а цвет теней на льду или снегу – синий. Поэтому синий – это холодный цвет.
Данная концепция называется цветовой температурой.
Холодные цвета варьируются от сине-зеленого до сине-фиолетового. Теплые цвета – от желто-зеленого до красно-фиолетового.
Зеленый и фиолетовый можно считать переходными цветами. Если фиолетовый имеет в себе больше красного – это можно считать теплым цветом. Если в нем больше синего цвета, это – прохладный цвет.
Зеленый – другой переходный цвет. Если в нем больше синего, то это прохладный. Но если в нем больше желтого, то его принято считать теплым цветом.
Хорошо, теперь, когда мы это определили, давайте посмотрим, как эту информацию можно применить к серому цвету.
Серый цвет считается нейтральным. Но, как вы увидите через мгновение – он не совсем нейтральный, как вы ожидаете. Нейтральных цветов нет на цветовом круге. Другие нейтральные цвета: черный, белый и некоторые коричневые (хотя большинство коричневых оттенков относятся к цвету, такому как оранжевый.)
Серый смешивается путем сочетания белого и черного. Белый не смешать – это абсолютно чистый цвет. Но многие черные можно получить. И именно так мы экспериментируем получая серый оттенок. Ключ в самом черном оттенке.
Цвета и время
Замечено, что перед холодами, осенью, цвета снова вспыхивают огненными красками, чтобы на смену пришли другие оттенки – голубые и синие в виде снега, льда, холодного неба.
Перспектива
В период эпохи Возрождения развивается теория воздушной перспективы, также базирующаяся на психологическом и эмоциональном восприятии теплых и холодных цветов. Предмет, окрашенный в холодный цвет по ощущениям кажется более далеким, чем тот, который желтого, оранжевого оттенка.
Если посмотреть на фото таблицы с влиянием на первичные, вторичные цвета и их смешение, становится понятным как меняются свойства цвета, что отлично показано на произведении Тициана Вечеллио «Вакх и Ариадна».
Художник разделил все цветовое пространство на 2 поля, соответствующие цветовому кругу Иттена, появившемуся лишь 4,5 века спустя. В картине холодные и теплые оттенки используются для создания великого пространства картины.
Живопись
Однако, такая «теплохолодность» не измеряется и не оценивается абсолютно. Все познается в сравнении
В живописи понять, где теплый, а где холодный, почти невозможно, если брать во внимание сочетание небольших мазков, соединяющих соседние цвета
Мастерством признано умение увидеть и отобразить миллионы оттенков, содержащихся в каждом элементе нашего мира. Возможность увидеть в холодном цвете теплые ноты и наоборот очень высоко ценится, и придает совершенно иную выразительность картине
Важно не только знать, но и уметь моделировать объем цвета. Существует закон, согласно которому тень, например, должна быть холодной
В ходе работы художников, роль играет ощущение теплоты и прохлады. Опытный мастер, чтобы повысить температуру на определенном участке может применить менее насыщенные тона, которые ближе к ахроматическому белому или серому. Конечно, наиболее ледяными являются чистые и насыщенные цвета. Но, это дело чистой психологии.
Мы принимаем холодным все, что выглядит правильным, лаконичным, строгим, симметричным. Всегда необычные вещи, недоговоренность, незавершенность давали большую душевность и тепло. Это проявляется не только в живописи, но и в дизайне, архитектуре, полиграфии и т.д.
Разделение спектра
Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).
Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части — на теплые цвета и холодные цвета: от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному – холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие – нейтральный.
Такое разделение всем понятно, все с ним согласны, но об объективности причины такого деления спорят давно, выдвигая свои версии.
Теплые и холодные цвета
Давайте сначала ознакомимся с цветовым колесом и определим «теплые» и «холодные» цвета. Возможно, вы уже знакомы с теплыми и прохладными цветами, но если нет, давайте разберемся с этим.
Цветовое колесо — это цветовая гамма, замкнутая в круг. Возникают определенные цветовые соотношения в результате этого изгиба.
Теплые цвета — это цвета, которые мы ассоциируем с горячими вещами. Например, солнце жаркое, и мы знаем, что у него желтый или оранжевый цвет. Огонь тоже горячий, и снова его цвет желтый или оранжевый. Поэтому желтый и оранжевый теплые цвета.
Холодные цвета — это цвета, которые мы ассоциируем с холодными вещами. Например, лед и снег холодные, а цвет теней на льду или снегу — синий. Поэтому синий — это холодный цвет.
Данная концепция называется цветовой температурой.
Холодные цвета варьируются от сине-зеленого до сине-фиолетового. Теплые цвета — от желто-зеленого до красно-фиолетового.
Зеленый и фиолетовый можно считать переходными цветами. Если фиолетовый имеет в себе больше красного — это можно считать теплым цветом. Если в нем больше синего цвета, это — прохладный цвет.
Зеленый — другой переходный цвет. Если в нем больше синего, то это прохладный. Но если в нем больше желтого, то его принято считать теплым цветом.
Хорошо, теперь, когда мы это определили, давайте посмотрим, как эту информацию можно применить к серому цвету.
Серый цвет считается нейтральным. Но, как вы увидите через мгновение — он не совсем нейтральный, как вы ожидаете. Нейтральных цветов нет на цветовом круге. Другие нейтральные цвета: черный, белый и некоторые коричневые (хотя большинство коричневых оттенков относятся к цвету, такому как оранжевый.)
Серый смешивается путем сочетания белого и черного. Белый не смешать — это абсолютно чистый цвет. Но многие черные можно получить. И именно так мы экспериментируем получая серый оттенок. Ключ в самом черном оттенке.
Близко – далеко
Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.
Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».
Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном – синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе – зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.
Взаимное влияние, как холодный и теплый оттенки меняют восприятие цвета
В реальности ситуация несколько сложнее. В колориметрии, где в первую очередь используются точные определения, такие как длина волны и цветовая температура, диаграмма, приведенная выше, немного не вписывается в систему деления цветов на теплые и холодные.
Причин несоответствия всего две:
- Во-первых, каждый цвет может давать целую линейку оттенков, от теплых и нейтральных до глубоко холодных;
- Во-вторых, в восприятии человека не существует монохромного цвета, он всегда видит композицию из нескольких цветов и множества оттенков.
Для примера можно проанализировать зеленый цвет, проще всего это сделать с помощью диаграммы, приведенной ниже.
В центральной части диапазона зеленый остается абсолютно нейтральным, любое, даже самое незначительно смещение к желтому или голубому участку переводит его в категорию теплых или холодных.
При желании, таким же способом можно легко преобразовать любой цвет в более теплый или в более нейтральный. Если попытаться сделать коррекцию не с помощью родственного цветового диапазона, а использовать цвет из более удаленных секторов, то в результате получится очень сложный оттенок нейтрального типа. Такая система давно используется для самого упрощенного корректирования восприятия цвета
Можно использовать табличный вариант или круговой, не важно, принцип коррекции одинаков
Взаимное влияние приводит к тому, что заведомо холодные цвета под воздействием теплых, присутствующих в композиции, могут смягчаться и становиться менее радикальными.
Например, ниже приведено фото интерьера комнаты в сине–оранжевых цветах.
Согласно диаграмме, наличие в интерьере оранжевого цвета заставляет синий меняться от нейтрального в сторону более теплого и более светлого оттенка.
Оранжевый цвет также меняется, но не так, как можно было бы ожидать в теории. Это единственный цвет, который всегда остается теплым. Причина кроется в том, что ближайшие его соседи, желтый и красный цвета всегда придают базовому колеру только теплые оттенки.
Поэтому оранжевым цветом можно смягчить большую часть синего декора, не прибегая к стандартному балансированию, когда требуется, чтобы в интерьере было одинаковое количество цветов одной температуры.
Холодные цвета в интерьере
Холодные цвета наполняют пространство свежестью и энергией. С ними легче просыпаться, они бодряще действуют на организм. Часто палитра напоминает зиму. Она идеально подходит для активных и творческих людей, которым не хватает вдохновения. Нужно помнить, что переизбыток холодных тонов цвета сделает интерьер прохладным и неуютным. Оформители часто рекомендуют разбавлять его тёплой палитрой.
Серебристый и синий
Серебристый цвет – это современная интерпретация серого. Он прекрасно подходит для холодной гаммы, поскольку напоминает снежинки. Часто его дополняют синим, голубым и фиолетовым. Если необходимо придать интерьеру немного тепла, можно включить в оформление жёлтый или зелёный.
Серо-серебристая гамма
Синий – это олицетворение элегантности и шика в помещении. Он напоминает о море и водной стихии. Действует на домочадцев как стимулятор бодрости и энергии, и даёт жизненные силы. Его часто используют для оформления кухни, а также гостиной. Чтобы немного смягчить интерьер, дизайнеры рекомендуют разбавлять его менее яркими оттенками. Кроме того, он идеально сочетается с белым цветом.
Все оттенки синего
Сиреневый и зелёный
Сиреневый относится к холодной гамме, но, несмотря на это, он у многих ассоциируется с весной, пробуждением после зимней спячки, и вызывает только радость и положительные эмоции. Чтобы приблизить ассоциации и подчеркнуть весенние мотивы, его разбавляют цветом мокрого асфальта и зелёным. Холодный или тёплый фиолетовый цвет удачно гармонирует с белым.
Палитра сиреневого цвета
Яркий оттенок зелёного — это зарождение новой жизни. Он направлен на побуждение активности и даёт для этого приток сил и бодрости. Приглушённый тон подарит невероятное спокойствие и уют, поможет достичь эмоционального равновесия. Его часто используют для оформления обеденных зон, кухонь, а также рабочих кабинетов и гостиных.
Способность цвета менять восприятие пространства
Желтый ненавязчив, если он не чересчур интенсивный наподобие резкого лимонного. Он способен побуждать к активной деятельности, повышает работоспособность, желание к творческим полетам. Солнечный цвет благотворно влияет на психику человека, заряжает позитивной энергетикой. Интерьер в желтых тонах с яркими вкраплениями оттенка хурмы, апельсина или моркови всегда будет ассоциироваться с летом и огнем.
Желтая отделка стен в прихожей удачно сбалансирована белым цветомИсточник wp-tid.zillowstatic.com
Высветленные оттенки желтого и коричневого, иногда с розоватым отливом – это персиковые, кремовый, ванильный, песочный, молочный, сливочно-бежевый, светлый коричневый, светло-желтый. При помощи них пространство можно сделать просторнее. Они зрительно воспринимаются легкими, нейтральными, комфортными. Но дизайнеры рекомендуют не использовать такие оттенки без вкраплений ярких пятен. Это связано с однообразием, которое несут градиенты. Так, полностью бежевая комната быстро может наскучить.
Гостиная гармонична в теплых и холодных пастельных оттенкахИсточник arlind.ru
Красный цвет может быть агрессивным, спокойным, нейтральным, с отливом розового, оранжевого, золотистого. Оказывает «согревающий» эффект, делает микроклимат в помещении теплым, располагающим к дружелюбию. Призван возбуждать активность и движение. Это энергичный цвет, поэтому его часто используют при оформлении помещений для романтических вечеров или кухонь.
Отделка стен и портьеры кирпичного тона разбавлены коричневым и серымИсточник dizainvfoto.ru
ЦВЕТОВОЙ КРУГ И ФИЗИКА ЦВЕТА
Упрощённый вариант цветового круга состоит из шести цветов — трёх основных (красного, жёлтого и синего) и трёх производных от них (оранжевого, фиолетового и зелёного). Такой круг строится согласно цветовой модели RYB (Red Yellow Blue), которая уходит корнями в Эпоху Возрождения. Впервые его описал в своей работе «К теории цвета» Иоганн Вольфганг фон Гёте — известный немецкий писатель, мыслитель, философ и автор знаменитого «Фауста».
Позднее RYB-модель легла в основу небезызвестного среди художников круга Иттена. Несмотря на то, что такой круг не вписывается в современные представления о восприятии спектра видимого света, он всё ещё актуален и его культурное влияние сложно переоценить. Во многих художественных учебных заведениях именно RYB-модель цветового круга преподаётся как основная и наиболее понятная для смешивания пигментов.
Все шесть цветов, составляющие упрощённый цветовой круг, можно считать условно нейтральными, так как в их случае мы имеем дело с локальными, чистыми цветами без подтонов и оттенков, которые появляются под воздействием окружающей среды. Впервые понятие локального цвета определил и ввёл в обиход наблюдательный и гениальный Леонардо Да Винчи.
Помимо круга нам понадобится ещё немного теории из современной физики, а точнее оптики. Изначально мы воспринимаем цвет благодаря световым волнам различной длины, при этом каждый цвет спектра имеет свою длину волны. Как правило, чем длиннее световая волна — тем теплее нам кажется цвет, и напротив, чем она короче — тем цвет воспринимается холоднее.
Самые длинные волны у красного цвета — от 625 до 740 нанометров, который воспринимается нами как наиболее тёплый, а самые короткие — у фиолетового. Вместе с цветовым кругом оптика поможет нам разобраться с температурой цвета.
Теплый и контрастный колорит внешности
- волосы скорее клубничного оттенка, чем каштанового
- фарфоровая кожа, которая может отличаться повышенной светочувствительностью
- яркие голубые или зеленые глаза
Контрастной дополнительной характеристике теплого колорита соответствуют светлые и чистые цвета.
Угольно-серый и темно-синий «согревайте» желто-зеленым, персиковым или светло-золотистым. Темно-шоколадный нуждается в более светлом контрастном дополнении, таком как кораллово-розовый, светло-оливковый или бледно-салатовый.
Дополнительная палитра цветов
1.бледно-салатовый 2.лимонный 3.светло-золотистый 4.желто-зеленый 5.светло-оливковый 6.сочно-зеленый 7.темно-лазурный 8.светло-лососевый 9.кораллово-розовый 10.ярко-красный 11.персиковый 12.светло-персиковый
Макияж
Должны присутствовать теплые, яркие и чистые цвета.
Карандаш для глаз: цвет хвои, кофейный, болотный.
Тени: цвет перечной мяты или лагуны. К ним подойдут персиковые, тоффи, мерцающее золото, светло-кремовые.
Румяна: теплые, например, песочно-бежевые или лососевые.
Карандаш для губ: ярких и теплых оттенков, например, мускусная дыня или коралл.
Помада: цвет коралла, тюльпана, топаза.
Волосы
Светлые золотистые тона в волосах естественным образом дополняют золотистый оттенок вашей кожи, поэтому волосы всегда должны быть в идеальном состоянии, чем больше они блестят, тем лучше.
Оживить цвет волос можно медными или клубничными оттенками.
Когда станет заметна седина, используйте золотистые тона.
Не красьтесь в более темный цвет — это изменит ваш основной цветовой тип.
Сочетание цветов в одежде
Когда тепло:
Деловой стиль
- серо-коричневый + желто-зеленый
- темно-бронзовый + светло-персиковый
- бронзовый + светло-лососевый
- темно-синий + персиковый
На каждый день
- светло-оливковый + яично-желтый
- лазурный + темно-лазурный
- оранжево-красный + персиковый
- темно-бежевый + сочно-зеленый
Нарядная одежда
- индиго + темно-лазурный
- мандариновый + персиковый
- кораллово-розовый + коралловый
- светло-оливковый + цвет лайма
Когда холодно:
Деловой стиль
- холодный зеленый + бледно-салатовый
- темно-шоколадный + персиковый
- угольно-серый + кораллово-розовый
- мокрый асфальт + светло-золотистый
На каждый день
- бирюзовый + желто-зеленый
- янтарный + светло-персиковый
- классический красный + темно-лазурный
- болотный + светло-золотистый
Нарядная одежда
- терракотовый + кораллово-розовый
- томатный + ярко-красный
- фиолетовый + индиго
- темно-лазурный + серовато-голубой
Как носить черное
Черного в вашей палитре нет, но вы можете сочетать его с яркими цветами, например кораллово-розовым или светло-лососевым. Черный может сочетаться с теплыми цветами в рисунке ткани.
Чисто черные вещи должны быть с глубоким вырезом, дополненные золотыми украшениями или бусами ваших цветов. Также сделает черный менее мрачным цветной шарф.
Надевая черное, макияж должен быть в теплых и чистых тонах, без темных теней, подводок и черной туши.
Подбор цвета для отделки фасада
Ориентиры для выбора
При выборе цветовой гаммы существует три подхода:
- Не очень хороший, но имеет право на существование — стены фасада и кровля сочетаются по цвету.
- Классика – фасад светлее, чем кровля, которая обычно темная. Этот вариант довольно популярен.
- Оригинальный, выражаемый в покраске фасада в темный цвет при светлой кровле.
Выбирая свой подход, следует обращать внимание на архитектурный стиль здания:
- — классический – при этом стены окрашиваются в белый, желтый, пастельные, кофейные оттенки, а крыша в темные цвета;
- — альпийский – характерны яркие, светлые оттенки фасада с выделенными элементами и крышей из дерева;
- — готический – фасад обычно белого цвета, крыша темная;
- — этнический подразумевает цветовую гамму, в зависимости от культуры местности. Часто направление падает на японский, китайский, французский, африканский стили.
…фасада дома
Если ориентироваться на кровлю, тогда рекомендации следующие:
-
Синяя кровля хорошо сочетается с фасадом белого, желтого, бежевого цветов.
- Коричневый гармонично смотрится с бирюзовым, белым, светло-зеленым фасадом.
- Когда крыша ярко-зеленая или вишневая, фасад выполняется в розовых, бежевых, желтых тонах.
- При темно-сером варианте подойдет любой цвет, за исключением серого.
К универсальным цветам относятся белый, черный, серый.
… в интерьере
Цвет в строительстве и в интерьере стоит не на последнем месте. От его сочетаемости зависит восприятие интерьера и элементов. При выборе цвета обоев, рекомендуется ориентироваться на цвет мебели, пола, потолка. Элементы декора способны придать картине целостность.
Еще на этапе выбора строительных материалов, следует задуматься о сочетании их с дополнительными элементами. Например, дерево прекрасно смотрится с современным пластиком, с кирпичом, природным камнем. Но, разные виды пластика не могут сочетаться между собой, несмотря на их единую структуру.
Гармоничность цветов и оттенков несет важную роль, не зависимо от размера помещения. Выбор цвета повлияет на комфорт и уют проживания. Благодаря богатой цветовой гамме реально наполнить помещение красотой, придать ему изысканность и необычность.
Добиться гармоничного интерьера можно путем сочетания элементов – мебели, пола, обоев, потолка и других с учетом целой цветовой направленности. При выборе теплых оттенков, создается успокаивающая, расслабляющая и радостная атмосфера. Холодные предпочтительны одиночкам – мечтателям, фантазерам.
Рекомендации по использованию теплых и холодных цветов в интерьере
Теплые цвета делают интерьер комфортным и уютным, они повышают жизненный тонус, способствуют искреннему общению и активизируют мыслительную деятельность. При этом теплые цвета делают помещение визуально меньше из-за того, что кажутся ближе
Теплые тона привлекают внимание и хорошо подходят для выделения важных элементов интерьера, которые необходимо подчеркнуть
Холодные цвета создают успокаивающее и ободряющее настроение, и в то же время помогают сосредоточиться. Холодные тона зрительно расширяют пространство, они подходят для создания глубины в интерьере.
Холодные цвета в интерьере
В одном помещении можно вместе использовать как холодные, так и теплые оттенки. Главное соблюсти правильное соотношение, тогда получится гармоничное и нескучное пространство.Рекомендуется выбрать одну доминирующую гамму, к примеру, холодную и прибавить для выделения акцентов теплые тона. Или, наоборот, к преобладающей теплой гамме комнаты добавить холодные элементы, например, светло-голубой потолок для зрительного увеличения высоты помещения.Если есть необходимость визуально откорректировать пространство помещения, то те стены, которые надо раздвинуть красят в более прохладные оттенки, а те стены, которые надо приблизить красят в более теплые тона.
Теплые цвета в интерьере
Другой способ гармоничного сочетания холодных и теплых оттенков, это уравновешивание одного цвета за счет другого. Например, к насыщенному индиго можно добавить теплый песочный. Или ярко-красный соединить с голубовато-зеленым.В таких сочетаниях цвета взаимно усиливают друг друга и при этом смотрятся благородно. Если есть необходимость приглушить или уменьшить насыщенность какого-то слишком яркого цвета, то в таких случаях дополнительно используют нейтральные оттенки большей площади.Парадокс, но такое сочетание подчеркивает температуру и глубину цвета и одновременно уменьшает его воздействие на наши эмоции и ощущения.
Интенсивность теплых и холодных серых
Интенсивность цвета изменяется, когда серый смешивается с оттенком. Например, если мы смешаем серый с синим, мы получим менее интенсивную версию синего. Цвет становится более тусклым, так как серый смешивается с ним.
Некоторые производители цветных карандашей, такие как Prismacolor, выпускают карандаши серого цвета теплых и прохладных оттенков различной интенсивности. Они также производят и маркеры. Интенсивность серого обозначается в процентах.
Вот холодные оттенки серого, которые производит Prismacolor…
- Cool Grey 10%
- Cool Grey 20%
- Cool Grey 30%
- Cool Grey 50%
- Cool Grey 70%
- Cool Grey 90%
Они также производят ту же интенсивность серых, но уже в теплых оттенках.
Вот сравнение некоторых холодных цветов серого …
Как видите, интенсивность серого увеличивается в зависимости от процента.
Интенсивность теплых и холодных серых
Интенсивность цвета изменяется, когда серый смешивается с оттенком. Например, если мы смешаем серый с синим, мы получим менее интенсивную версию синего. Цвет становится более тусклым, так как серый смешивается с ним.
Некоторые производители цветных карандашей, такие как Prismacolor, выпускают карандаши серого цвета теплых и прохладных оттенков различной интенсивности. Они также производят и маркеры. Интенсивность серого обозначается в процентах.
Вот холодные оттенки серого, которые производит Prismacolor…
- Cool Grey 10%
- Cool Grey 20%
- Cool Grey 30%
- Cool Grey 50%
- Cool Grey 70%
- Cool Grey 90%
Они также производят ту же интенсивность серых, но уже в теплых оттенках.
Вот сравнение некоторых холодных цветов серого …
Как видите, интенсивность серого увеличивается в зависимости от процента.
Использование таблицы холодных и теплых цветов
Практическое применение градации на холодные и теплые цвета основывается отчасти на психологии человека на основании нескольких правил взаимного влияния:
- Определение «холодный» или «теплый» происходит только на основании собственного психологического опыта и стереотипа человека. Так, например, белый и голубой ассоциируются со льдом и снегом, поэтому их комбинация может признаваться холодной;
- Контактирование на одном цветовом поле двух зон выраженного теплого и холодного цвета взаимное равновесное влияние. Например, при контакте синего и красного цветов первый становится мягче, теплее, второй эмоционально становится пронзительнее и жестче;
- Смешение цветовых основ между собой с добавлением белого позволяет управлять зрительной температурой цвета.
Та же комбинация белого с голубым у разных людей может вызывать абсолютно разные ассоциации. Для одних это холодный голубой лед и снег, для других это раскаленное голубое небо вокруг белого солнца. Поэтому от психологии перешли к температуре цветовой матрицы.
Метод определения теплоты цвета
Научные исследования уже давно определили 7 основных цветов, на основе которых строится вся палитра. Человеческий глаз в первую очередь видит только 3 базовых тона: красный, желтый и синий. Белый также схватывается человеческим зрением практически сразу, и его считают дополнительным цветом (дополнение к трем базовым). Если смешивать фундаментальные тона, то можно получать всевозможные оттенки. Они будут отличаться интенсивностью, приближенностью к основному цвету и температурой.
Светлые и средней насыщенности цвета можно немного разбавлять холоднымиИсточник labirint.ru
Условные понятия:
- Цвет – базовый градиент в палитре. Примеры – красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый.
- Тон – ответвление от основного цвета. Примеры – розовый (красный, разбавленный белым), голубой, фиолетовый.
- Оттенок – продукт смешивания цветов или тонов, когда приближенность к одному какому-либо цвету определить сложнее. Чаще всего выявляют приближенность не к одному цвету, а нескольким. Примеры – ультрамарин, кобальт, индиго, палевый, оливковый, коралловый, терракотовый, молочный, песочный, сиреневый.
- Интенсивность – насыщенность или разбавленность, яркость или блеклость тона. Будет цвет интенсивным или нет зависит от того, сколько в него добавлено белого. Черный сделает цвет просто более мрачным. На интенсивность он мало влияет.
Теплые оттенки по насыщенности бывают:
- горячими (огненно-красный, яркий оранжевый);
- теплыми – нейтральными, комфортными – желтый, приглушенный оранжевый, бежевый, коричневый;
- охлажденными, еще больше расслабляющими – светлые оттенки теплых цветов.
Цветовая температура – понятие, используемое в колориметрии, спектрофотометрии, физике и астрономии, обозначающее характеристику интенсивности светового излучения. Холодным или теплым цвет делается благодаря тому, как воспринимает глаз отраженный свет, попадающий на сетчатку глаза. Белое излучение поглощает холодную часть цвета, образуя теплый цвет. Добавив большую яркость светового потока, цвета приобретут холодные оттенки. Так воспринимает человеческий глаз.
При подборе подходящих оттенков можно воспользоваться удобной диаграммойИсточник belfan.ru
Одно только определение температуры наводит на мысль, что найти холодный или теплый цвет – неопределенное занятие, все очень относительно. Поэтому ученые разработали таблицу, по которой можно ориентироваться, чтобы понимать спектр.
Теплые цвета, тона и оттенки:
- красный;
- бордово-красный;
- терракотовый;
- желтый;
- оранжевый;
- золотистый;
- коричневый;
- бежевый;
- персиковый;
- песочный;
- цвет янтаря;
- палевый;
- кофейный;
- молочно-шоколадный;
- цвет Крайола (оливково-зеленый);
- желто-зеленый;
- травяной;
- сочный оливковый;
- экрю – бледно-серо-желтый.
Спальня в светло-коричневых, бордово-красных и экрю тонахИсточник арт-интерьер.москва
Желто-оливковый цвет стены детской разбавлен коричневым, желтым и серым Источник mebel-v-nsk.ru
Яркий терракотовый цвет в дизайне столовой в стиле модернИсточник dizainvfoto.ru
Белый цвет определяется путем ассоциаций. Его часто сравнивают со льдом, снегом, мороженным, белыми облаками. Поэтому условно белоснежный цвет можно отнести к холодным цветам. Но нужно помнить и про оттенки белого – молочный, кремовый, слоновая кость, старое кружево, ваниль и другие варианты. Их принято считать теплыми.
Нежный ванильный оттенок в интерьере спальни разбавлен песочным и белымИсточник remontbp.com
Черный цвет по температуре определяется тем же путем, но с одним исключением – куда тяготеет его оттенок, к теплым или холодным цветам. Оттенок черного винограда сорта «Кодрянка» приближен к коричневому. Значит, этот черный цвет будет считаться теплым. Таким свойством обладает прюнелевый оттенок черного – цвет черной тутовой ягоды (черной шелковицы).
Черно-коричневый оттенок винограда можно использовать среди теплых тоновИсточник cdn.pixabay.com
Черный цвет ягоды черники имеет серый налет – относится к холодному оттенкуИсточник images.wallpaperscraft.ru